Статьи
Е. Кальчевская

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Разделы:
Организация торговой деятельности; Экономика и управление в торговле




Представительство имеет широкую сферу применения в гражданском обороте. В силу п. 1 статьи 182 Гражданского кодекса (ГК) под представительством понимается сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в пределах полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Сделки, совершенные представителем в силу его полномочий, непосредственно создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого.

Представительство: общие положения

С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные, неимущественные правоотношения.

Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства, которое мы рассмотрим ниже.

Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Следует отметить также, что согласно абз. 2 п. 1 статьи 182 ГК полномочие может быть и без доверенности, а явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК), судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Можно выделить три вида представительства по основанию возникновения:
  • представительство, основанное на административном акте. Например, работа продавца на основании приказа, инструкции или должностных обязанностей;
  • законное представительство – основано на законе. Например: законными представителями малолетних детей являются их родители;
  • добровольное представительство – основано на договоре. Представительство в данном случае возникает по воле представляемого, который определяет не только фигуру представителя, но и его полномочия. Необходимо также еще согласие самого представителя и заключение между ними договора, определяющего их взаимоотношения.

Коммерческое представительство

Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 статьи 184 ГК).

Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.

Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности.

Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

Роль коммерческого представительства

Роль коммерческого представительства пока еще не только не осознана многими участниками гражданского оборота, но и просто не замечается, поскольку совсем мало апробирована практикой.

Ценность коммерческого представительства сводится к следующим основным моментам.

Во-первых, само коммерческое представительство может являться, в сущности, филиалом фирмы.

Согласно статье 55 ГК для открытия филиала юридического лица, как правило, потребуется прежде всего вначале внести определенные изменения в учредительные документы и в учредительный договор фирмы. Далее необходимо будет разработать и создать положение о филиале и утвердить его. Потом надо будет набирать штат. Для нормального функционирования филиала потребуются оформленный офис (мебель, связь), юридический адрес и т.п. и т.д. Таким образом, открытие филиала целесообразно лишь тогда, когда уже нет другого выхода. Во всех других случаях следует отдавать предпочтение коммерческому представительству.

Во-вторых, коммерческий представитель не связан трудовыми правоотношениями с представляемым. В-третьих, при небольших объемах реализации товаров (оказании услуг) коммерческий представитель может использовать под офис свою жилую площадь и свой телефон.

В-четвертых, с коммерческим представителем (представителями) можно заключить такой возмездный договор, по которому он будет получать зарплату, например, в зависимости от количества проданного товара (возможно использование иного стимула), т.е. финансовые отношения будут строиться на принципе самоокупаемости.

Допускается одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке (с согласия этих сторон и в других предусмотренных законом случаях). При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя (п. 2 статьи 184 ГК).

Универсальность фигуры коммерческого представителя в условиях рыночного гражданского оборота очевидна. Нет сомнения в том, что при малых и даже средних объемах реализации товара выгоднее держать коммерческого представителя (представителей), чем открывать, а затем содержать целый штат в филиале.

Между тем в законе неоправданно узко трактуется роль коммерческого представителя. Он может не только представительствовать при заключении договоров, но и в силу договора осуществлять другие полномочия представителя в соответствии с указаниями представляемого. Думается, что коммерческий представитель вправе по договору совершать и многое другое в пользу представляемого: закупать товар, хранить его, рекламировать, реализовывать и производить другие маркетинговые исследования.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "COMLAW.RU | Управление в торговле. Коммерческое право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)