Письма министерств и ведомств

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, СДАЧИ И ПРОВЕРКИ

(Об основных инструктивно-методических положениях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в предприятиях розничной торговли. Письмо Минторга РСФСР от 23.11.1989 № 0116)

Услуги розничной торговли. Торговые услуги. Организация торговой деятельности. Экономика и управление в торговле




11. Порядок составления, сдачи и проверки
товарных отчетов


11.1. Материально ответственные лица обязаны в установленные сроки представить в бухгалтерию предприятия товарные отчеты (код по ОКУД 0903025) о движении и остатках товаров по утвержденной форме. Руководители предприятий имеют право устанавливать в зависимости от конкретных условий работы периодичность представления товарных отчетов сроком до 10 дней.
11.2. Первичные документы, на основании которых производятся записи в отчетах, должны иметь все необходимые реквизиты. Каждый документ (товарно-транспортные накладные, приходные и расходные накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, квитанции банка и т.п.) записывается в товарный отчет отдельной строкой в соответствии с датой и очередностью проведения операции.
11.3. В тексте, цифровых данных товарных отчетов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются следующим образом: зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
11.4. Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью "исправлено" и подтверждено подписью материально ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.
11.5. Учет товаров в предприятиях розничной торговли (структурных единицах) организуется по материально ответственным лицам или бригадам в стоимостном выражении.
11.6. Товарные отчеты составляются материально ответственным лицом в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию предприятия, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.
11.7. Материально ответственное лицо должно нумеровать отчеты с начала и до конца года последовательно с первого номера.
Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.
11.8. Если в торговом предприятии (структурной единице) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.
Например: установленный период отчетности с 1 по 7 число месяца. Инвентаризация проведена 5 числа. Следует составить два товарных отчета с 1 по 5 число, а затем с 6 по 7 число.
В товарном отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из "Инвентаризационной описи товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле" т.м.ф. N инв. - 13 (код по ОКУД 0309012).
11.9. Во время проверки товарного отчета бухгалтер предприятия обязан установить:
- подлинность документов и правильность записей в товарном отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствуют ли даты документов периоду, за который предоставляется отчет;
- соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
- соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях, если на отчетную дату проводилась инвентаризация;
- нет ли накладной, дата которой свидетельствует, что товар получен до инвентаризации, а приложена она к отчету после проведения инвентаризации;
- законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);
- наличие в документах росписи материально ответственных лиц в получении ценностей;
- наличие распорядительных подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия на внутреннее перемещение товара;
- полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
- проверены ли цены на товары и др.
Необходимо также проверить: правильность арифметических подсчетов как в отчете, так и в приложенных к нему документах; соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц; соответствие суммы выручки, показанной в расходной части товарного отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету.
11.10. Работники бухгалтерии обязаны контролировать своевременность сдачи торговой выручки и соответствие фактических остатков товаров установленному нормативу.
11.11. На основании товарных отчетов производятся записи в регистры бухгалтерского учета, осуществляется оперативный контроль за выполнением розничного объема товарооборота.
11.12. На распределительных складах, где ведется натурально-стоимостной учет, документы на поступление и выбытие товаров сдаются в бухгалтерию при сопроводительных реестрах сдачи документов (код по ОКУД 0903014) или товарных отчетах (код по ОКУД 0903025), если применяется оперативно-сальдовый метод учета.
11.13. Товарные отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами за месяц должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов 3 года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера предприятия.
11.14. Изъятие товарных отчетов и приложенных к ним документов по требованию судебно-следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя предприятия. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.
11.15. Руководителям предприятий предоставлено право отменять составление товарных отчетов в мелкорозничной торговой сети (палатки, киоски, ларьки) с лимитом товарных запасов не свыше 2000 рублей. В этом случае каждой торговой единице, освобождаемой от составления товарной отчетности, утверждаются лимиты товарных остатков, размеры которых определяются от объема товарооборота, ассортимента товаров, условий их доставки и продажи. Первоначальный отпуск товаров производится под отчет на сумму установленного лимита, а в последующий отпуск - на сумму сданной выручки.


Страницы: 11 из 12  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->